▪️Теперь перед нами встают три огромных вопроса. Первый — что будет с ХАМАС. У него образовался вакуум руководства, который может привести к тому, что остатки контроля группировки над Газой исчезнут.
▪️Израиль уже ликвидировал тройку сторонников жесткой линии, контролировавших организацию — Яхью Синвара, Мухаммада Дейфа и Марвана Иссу, а также по меньшей мере половину высшего руководства движения в Газе. Помимо того, что Синвар возглавлял движение в Газе с 2017 года, в течение последних трех месяцев он был общим лидером группировки, сменив на этом посту Исмаила Ханию, который был убит в Тегеране 31 июля.
▪️В Газе у ХАМАС остаются тысячи бойцов, которые сейчас находятся в режиме, который ЦАХАЛ называет «партизанским», потеряв большинство своих командиров. Брат и правая рука Синвара упоминается как потенциальный временный командующий в Газе, но это скорее местный силовик без авторитета за пределами сектора.
▪️Ряд израильских аналитиков ожидают вакуума, в котором некоторые жители Газы выступят против ХАМАС, а местные лидеры выйдут на первый план. У ХАМАС есть «внешнее» руководство, базирующееся в основном в Катаре, Турции и Ливане. Оставшийся в живых старший представитель этого крыла, бывший глава политбюро Халед Машаль, соперник Синвара, может взять бразды правления в свои руки. Он является более прагматичной фигурой и выступает против отношений с Ираном, которые при Хании и Синваре углубились.
▪️Это приводит ко второму вопросу: могут ли сейчас сложиться условия для прекращения огня в Газе. То, что осталось от ХАМАС, может попытаться заключить сделку, используя оставшихся 101 израильского заложника (около половины из них предположительно мертвы), чтобы инициировать перемирие. Оно даст возможность ХАМАС попытаться сохранить контроль над сектором, а его лидерам — обеспечить безопасный выезд из него.
▪️Последний вопрос заключается в том, может ли перспектива прекращения огня и освобождения заложников в Газе привести к более широкой деэскалации во всем регионе. Возможно, лидеры Ирана могут захотеть этого, хотя бы временно.
▪️Считает ли Израиль, что может безопасно прекратить боевые действия? Синвару удалось нанести самый тяжелый удар по еврейскому государству за всю его историю. Но теперь Израиль прошел долгий путь к восстановлению военного сдерживания — хотя и с огромными репутационными издержками за пределами Ближнего Востока и с огромными человеческими жертвами в Газе.
▪️Долгосрочная война между Израилем и Ираном не закончена, как и трагедия палестинцев. И все же можно увидеть пути выхода: выверенный ответ Израиля Ирану, переговоры о прекращении огня в Газе и деэскалация в Ливане.